| Оригинал: http://www.eulex.msk.ru/ral-meh.htm 
 Ралли - механикТыловое обеспечениеОткровенно говоря, я не знаю, правильно ли, что в ралли место 
на пьедестале занимают только пилоты и штурманы. По праву, рядом с ними должны 
находиться незаметные люди с уставшими лицами, в простеньких, выцветших от 
постоянной стирки комбинезонах, прячущие в карманах свои руки с въевшейся, ничем 
не отмывающейся чернотой. Это они управляют техничками, порой проезжая на них за 
время ралли многие сотни, а то и тысячи километров, валяются ночью, в дождь, 
холод, на мокрой земле или на снегу под машинами, за считанные секунды меняют 
колеса и устраняют неисправности и переживают за своих подопечных порой больше, 
чем те испытывают моральных нагрузок на скоростных участках. Будь ты хоть 
МакРеем, хоть Сайнсом, хоть Канкунненым, но если в нужном месте и в нужное время 
твой железный конь не получит свою бензиновую инъекцию, быстро не поменяет 
отказавшие внутренности на протезы, и не переобует свои ортопедические ботинки, 
то придется не быстро ехать, а медленно брести пешком вдоль трассы, проклиная 
«тот день, когда ты сел за баранку этого пылесоса!»         Интересно, что роль 
механика одинаково важна и на Чемпионате мира, и в ралли на первенство 8-й 
водокачки, а вот отношение к этой важнейшей гоночной составляющей, к сожалению, 
далеко не одинаково. А зря! Понятно, что при скромных финансовых возможностях 
начинающих гонщиков трудно предполагать наличие в техническом арсенале 
гайковерта Central Pneumatic и инструмента Snap-On в руках бригады 
квалифицированных молодцов, но и брать с собой на гонку полупьяную братию с 
рожковым ключом на 11 с половиной и ржавым домкратом - авантюризм. Трудно вообще 
сказать, с чего надо начинать свои действия при создании раллийного экипажа - 
пока у вас не будет бокса для постройки и ремонта машины, находящегося в руках 
квалифицированного человека, вряд ли вам удастся сделать нечто путное, способное 
доставить радость от скорости и маневренности спортивного автомобиля. Даже если 
вы изловчились прикупить уже готовую “боевую” машину, то через одну-две гонки 
она все равно жалобно попросит о помощи. И так - без конца…         В любом деле - от 
управления государством, до приготовления шашлыка - решающую роль играет 
организация. Ралли не исключение, а скорее подтверждение этого правила. Никогда 
не происходит ничего хорошего, когда водитель и штурман ездят по замечательному 
принципу, высказанного в старой кинокомедии “Сердца четырех” - “сами ломаем 
машину, сами чиним”. В раллийной команде, неважно состоит она из целой толпы 
людей, как в заводской Subaru, или из троих энтузиастов под предводительством 
Феди Шпунькина, - каждый человек должен заниматься своим делом. Пилот - водить 
машину, штурман - руководить этим процессом, а механик - готовить автомобиль. 
Слияние этих функций недопустимо, как вмешательство в дела другого государства. 
Разумеется, пилот и штурман могут оказывать техническую помощь механику, 
закручивать не слишком серьезные гайки или подавать ключи, но делать что-либо 
без его ведома - нельзя ни в коем случае. Механик должен лично контролировать 
состояние и работоспособность всех узлов и агрегатов автомобиля, определять 
степень их изношенности и необходимость в том или ином ремонте или обслуживании. 
Как только в это вмешиваются члены экипажа (кроме настройки машины) начинается 
неразбериха и нелепые случайности на гонках. Если у вас работают два или больше 
механиков, то кто-то один должен быть старшим, ответственным за техническое 
состояние машины.          Каждый уважающий 
себя механик имеет свой инструмент. Конечно. далеко не все могут позволить себе 
купить Craftsman, Husky, S.K. и уж тем более Snap-On. Ничего страшного! На 
первых порах пойдут и русские головки, и недорогие ключи - главное, чтобы 
механик имел, по возможности, полный комплект необходимого инструмента, 
съемников, отверток, приспособлений для работы на данном автомобиле, а не бегал 
в соседний гараж к дяде Васе за «болгаркой», пассатижами или электродами. Набор 
инструментов для 2108 не так уж и велик, поэтому если механик говорит - нужен 
съемник подшипника ступицы, то экипаж должен этот вопрос решать, а не говорить - 
«кувалдой вышибешь!». В принципе, для нормальной работы механика со спортивной 
ВАЗ 2108 необходимо: 
 
  Набор шестигранных головок под квадрат 1/2 дюйма - от 10 до 32 мм, с 
  “трещоткой”, удлинителями и “коловоротом”. 
  То же под квадрат 3/8 дюйма - от 6 до 17 мм 
  Набор длинных головок под 1/2 дюйма - от 10 до 30 мм 
  Набор 12-тигранных головок под любой размер квадрата от 8 до 22 мм 
  Свечной ключ с карданчиком и удлинителем под коловорот 
  Переходники с 1/2 дюйма на 3/8 и обратно, карданчики. 
  Набор маленьких головок под отвертку с квадратом - от 4 до 13 мм 
  Ключи гаечные - рожковые-накидные - от 5 до 32 мм , причем 8, 10, 12, 13, 
  14, 17, 19, 22 - как минимум в двух экземплярах 
  Ключи крестообразные для колесных гаек (болтов) с головкой 19 мм и одной 
  стороной с квадратом 1/2 дюйма - не менее 2 шт. 
  Набор шестигранников (каленых) под головки и обязательно шестигранник 10 
  мм - длинный 
  Мощный Г-образный ключ (можно из согнутой трубы) с приваренной головкой 30 
  мм 
  Ключ для подтяжки рулевой рейки 
  Пассатижи разные, в том числе с узкими губами, параллельными и тд 
  Щипцы для сжимания и разжимания стопорных колец 
  Газовый ключ 
  Ручные тиски с фиксаторами положений 
  Приспособление для разборки и сборки передних стоек 
  Накидной ключ 22 мм для затяжки гайки стойки 
  Рожковые ключи с длинными рукоятками для расконтривания втулки регулировки 
  схождения 
  Набор для регулировки клапанов с шайбами, набор щупов 
  Рассухариватель 
  Динамометрический ключ с проскальзывателем 
  Отвертки разные - не менее 15 штук 
  Обжимка для поршней 
  Набор молотков, кувалда 
  Зубила разные, пробойники 
  Набор надфилей, напильники 
  Ключ для отворачивания тормозных трубок и штуцеров цилиндров 
  Съемники разные 
  Штангенциркуль 
  Дрель с набором сверел 
  «Болгарка» с кругами 
  Сварочный аппарат (лучше «кемпи») 
  Пуско-зарядное устройство 
  Стробоскоп 
  Компрессометр 
  Разрядник для проверки искрообразования 
  Ножовка по металлу, ножи, ножницы, скальпель 
  Кусачки разные, в том числе для проводки 
  Паяльник в комплекте, пинцет, изолента 
  «Джек» - 2 тонны (лучше - 2 шт.) 
  Тестер, пробник 
  Наждачная бумага мелкая 
  Струбцины, монтажки 
  Подсветки 
  Шланг резиновый маслостойкий, канистры 
  Компрессор для колес и ручной насос 
  Трос буксировочный 
  Провода-«прикуриватели» 
  Стойки для машины - 4 шт. 
  Набор воронок          С таким боекомплектом, который 
постепенно сам механик будет уточнять и дополнять, можно уже меньше беспокоиться 
за тылы и по крайней мере не применять подручных средств в виде кирпича для 
выбивания шаровой или куска водопроводной трубы для сворачивания непослушной 
гайки. Постепенно соберется необходимая «химия» и расходные материалы.         Механик должен 
проводить полную диагностику машины после каждой гонки, независимо, сказал ему 
пилот - «все нормально» или «все сломано». Причем проводить ее целенаправленно, 
не пропуская и не забывая ничего. Если механик, посмотрев передние тормоза, 
сказал, «задние, наверное, тем более хорошие» - он «умер для спорта»         Чем же можно 
удержать хорошего механика подле вашей машины, не дающей ему ничего, кроме 
убытков и потери времени? Энтузиазм хорош на сытый желудок… Не надо мешать ему 
самому зарабатывать деньги между занятиями со спортивной техникой - хорошие руки 
всегда в цене, но главное - если вы выиграли и получили приз, деньги, награды - 
поделитесь по-братски с механиком, никогда не проводите черту между собой и этим 
человеком, будьте ему близкими друзьями и помощниками во всем. Помните - он 
полноценный член экипажа, а иногда - ваша последняя надежда! Принцип разумной достаточностиВыезжая на ралли некоторые механики норовят загрузить в техничку все 
имеющиеся в наличии детали, причем в многократном количестве. Возможно, это 
имеет смысл, когда ралли проходят вдалеке от дома и в процессе тренировок что-то 
может произойти с тренировочной машиной или за неделю до гонок выявятся какие-то 
неисправности в боевом агрегате. Но уж когда машина съехала с подиума и ушла на 
трассу гонять за ней загруженным до верха нет никакой необходимости. Современные 
ралли построены так, что на ремонт у механиков имеется очень ограниченное время 
- десяток минут между КВ, да час-полтора на регруппинге или во время специально 
отведенного перерыва. Разумеется, что если в машине развалился двигатель или 
согнуло в дугу заднюю балку, ремонтировать машину уже поздно - такие катаклизмы 
не происходят на “ровном месте” и скорее всего экипаж потерял так много времени, 
что даже героизм технического состава не в состоянии изменить ситуацию. Тем не менее выезжать на ралли, имея в “техничке” только два 
колеса и канистру бензина, тоже лишено логики. Поэтому необходимо соблюдать 
принцип достаточности, определяемый квалификацией механиков и скоростью их 
работы. Если наш разговор идет о 2108, то минимальный “ремкомплект” должен 
выглядеть так. 
 
  Бензин на всю гонку с небольшим запасом 
  Масло моторное - 5 литров 
  Масло для КПП - 5 литров 
  Тормозная жидкость - 3 литра 
  Тосол - 10 литров 
  Карбюратор (или система впрыска в сборе) 
  Генератор собранный на крепление и ремень генератора 
  Шкив коленвала 
  Помпа 
  Масляный датчик 
  Поддон картера с прокладкой и маслозаборник 
  Полный комплект шлангов системы охлаждения с надетыми хомутами 
  Термостат 
  Радиатор с собранным на нем вентилятором 
  Свечи - 2 комплекта 
  Высоковольтные провода - 1 комплект 
  Катушка зажигания (если на машине не установлена дублируящая) 
  Коммутатор (если на машине не установлен дублирующий) 
  Распределитель зажигания в сборе 
  Бензонасос 
  Сцепление в сборе 
  Коробка передач в сборе 
  Ремень ГРМ (только в том случае, если при его обрыве не происходит 
  загибания клапанов) 
  Стартер 
  Комплект предохранителей и реле, проводка 
  Привода в сборе 
  Стойки передней подвески собранные с пружинами, верхними подшипниками и 
  поворотными кулаками с подшипниками 
  Шаровые опоры 
  Кронштейны растяжек 
  Суппорта передних тормозов 
  Тормозные цилиндры (все), тормозные трубки и шланги, колодки 
  Усилитель тормозов 
  Трос сцепления 
  Трос газа 
  Лампы (все используемые) 
  Рейка рулевая в сборе с тягами и наконечниками 
  Задние аммортизаторы (можно - один) 
  Опоры силового агрегата 
  Аккумулятор 
  Расширительный бачок 
  Бензобак (если не установлена защита бензобака) 
  Трубки бензопровода (если они проложены не в салоне) 
  Колеса в сборе (по необходимости на всю гонку + 2) 
  Бензиновый фильтр 
  Масляный фильтр 
  Воздушный фильтр (если гонка проходит на гравии) 
  Стеклоочиститель в сборе и щетки 
  Блок предохранителей в сборе 
  Ступицы задних колес в сборе с подшипниками 
  Стабилизатор в сборе 
  Крепеж, хомуты, прокладки, герметик, и т.д.  Разумеется, что весь “боекомплект” должен состоять из деталей, 
работоспособность которых не вызывает сомнений. Запчасти и инструмент должны 
укладываться в техничке самим механиком и таким образом, чтобы самые 
“невероятные” вещи не находились сверху, закрывая подступы к канистре с маслом 
или бензином. На трассе механик должен располагать техничку в видимом месте, 
а не за углом на другой дороге (если это не обговорено заранее с экипажем) и в 
ближайшем разрешенном месте после окончания СУ. Необходимо заранее подготовить 
джек, колеса, жидкости, инструмент и расположить их так, чтобы пилот мог 
поставить машину, не теряя времени на дополнительные перетаскивания запчастей. 
Штурман при подъезде к “ремзоне” должен сообщить механиком о наличии времени на 
ремонт или обслуживание. При краткосрочном ремонте экипаж из машины, как 
правило, не выходит. Расстановка техничек (или одной технички) по всей трассе ралли 
определяется заранее штурманом и механиками с таким расчетом, чтобы экипаж 
встречался с “обслуживающим персоналом” максимальное число раз. Одновременно 
определяется и содержание обслуживания машины - замена колес, добавление 
топлива, установка дополнительных фар и т.д. Независимо от мнения экипажа 
механик при каждой остановке в обязательном порядке осматривает подкапотное 
пространство, проверяет уровни жидкостей, крепление и давление колес, протирает 
лобовое стекло и фары (ночью), осматривает пространство под машиной на предмет 
наличия течей.  И никогда не забывайте положить в “техничку” буксировочный 
трос… Грустно, но необходимо. |