Оригинал: http://www.eulex.msk.ru/ral-meh.htm
Ралли - механик
Тыловое обеспечение
Откровенно говоря, я не знаю, правильно ли, что в ралли место
на пьедестале занимают только пилоты и штурманы. По праву, рядом с ними должны
находиться незаметные люди с уставшими лицами, в простеньких, выцветших от
постоянной стирки комбинезонах, прячущие в карманах свои руки с въевшейся, ничем
не отмывающейся чернотой. Это они управляют техничками, порой проезжая на них за
время ралли многие сотни, а то и тысячи километров, валяются ночью, в дождь,
холод, на мокрой земле или на снегу под машинами, за считанные секунды меняют
колеса и устраняют неисправности и переживают за своих подопечных порой больше,
чем те испытывают моральных нагрузок на скоростных участках. Будь ты хоть
МакРеем, хоть Сайнсом, хоть Канкунненым, но если в нужном месте и в нужное время
твой железный конь не получит свою бензиновую инъекцию, быстро не поменяет
отказавшие внутренности на протезы, и не переобует свои ортопедические ботинки,
то придется не быстро ехать, а медленно брести пешком вдоль трассы, проклиная
«тот день, когда ты сел за баранку этого пылесоса!»
Интересно, что роль
механика одинаково важна и на Чемпионате мира, и в ралли на первенство 8-й
водокачки, а вот отношение к этой важнейшей гоночной составляющей, к сожалению,
далеко не одинаково. А зря! Понятно, что при скромных финансовых возможностях
начинающих гонщиков трудно предполагать наличие в техническом арсенале
гайковерта Central Pneumatic и инструмента Snap-On в руках бригады
квалифицированных молодцов, но и брать с собой на гонку полупьяную братию с
рожковым ключом на 11 с половиной и ржавым домкратом - авантюризм. Трудно вообще
сказать, с чего надо начинать свои действия при создании раллийного экипажа -
пока у вас не будет бокса для постройки и ремонта машины, находящегося в руках
квалифицированного человека, вряд ли вам удастся сделать нечто путное, способное
доставить радость от скорости и маневренности спортивного автомобиля. Даже если
вы изловчились прикупить уже готовую “боевую” машину, то через одну-две гонки
она все равно жалобно попросит о помощи. И так - без конца…
В любом деле - от
управления государством, до приготовления шашлыка - решающую роль играет
организация. Ралли не исключение, а скорее подтверждение этого правила. Никогда
не происходит ничего хорошего, когда водитель и штурман ездят по замечательному
принципу, высказанного в старой кинокомедии “Сердца четырех” - “сами ломаем
машину, сами чиним”. В раллийной команде, неважно состоит она из целой толпы
людей, как в заводской Subaru, или из троих энтузиастов под предводительством
Феди Шпунькина, - каждый человек должен заниматься своим делом. Пилот - водить
машину, штурман - руководить этим процессом, а механик - готовить автомобиль.
Слияние этих функций недопустимо, как вмешательство в дела другого государства.
Разумеется, пилот и штурман могут оказывать техническую помощь механику,
закручивать не слишком серьезные гайки или подавать ключи, но делать что-либо
без его ведома - нельзя ни в коем случае. Механик должен лично контролировать
состояние и работоспособность всех узлов и агрегатов автомобиля, определять
степень их изношенности и необходимость в том или ином ремонте или обслуживании.
Как только в это вмешиваются члены экипажа (кроме настройки машины) начинается
неразбериха и нелепые случайности на гонках. Если у вас работают два или больше
механиков, то кто-то один должен быть старшим, ответственным за техническое
состояние машины.
Каждый уважающий
себя механик имеет свой инструмент. Конечно. далеко не все могут позволить себе
купить Craftsman, Husky, S.K. и уж тем более Snap-On. Ничего страшного! На
первых порах пойдут и русские головки, и недорогие ключи - главное, чтобы
механик имел, по возможности, полный комплект необходимого инструмента,
съемников, отверток, приспособлений для работы на данном автомобиле, а не бегал
в соседний гараж к дяде Васе за «болгаркой», пассатижами или электродами. Набор
инструментов для 2108 не так уж и велик, поэтому если механик говорит - нужен
съемник подшипника ступицы, то экипаж должен этот вопрос решать, а не говорить -
«кувалдой вышибешь!». В принципе, для нормальной работы механика со спортивной
ВАЗ 2108 необходимо:
- Набор шестигранных головок под квадрат 1/2 дюйма - от 10 до 32 мм, с
“трещоткой”, удлинителями и “коловоротом”.
- То же под квадрат 3/8 дюйма - от 6 до 17 мм
- Набор длинных головок под 1/2 дюйма - от 10 до 30 мм
- Набор 12-тигранных головок под любой размер квадрата от 8 до 22 мм
- Свечной ключ с карданчиком и удлинителем под коловорот
- Переходники с 1/2 дюйма на 3/8 и обратно, карданчики.
- Набор маленьких головок под отвертку с квадратом - от 4 до 13 мм
- Ключи гаечные - рожковые-накидные - от 5 до 32 мм , причем 8, 10, 12, 13,
14, 17, 19, 22 - как минимум в двух экземплярах
- Ключи крестообразные для колесных гаек (болтов) с головкой 19 мм и одной
стороной с квадратом 1/2 дюйма - не менее 2 шт.
- Набор шестигранников (каленых) под головки и обязательно шестигранник 10
мм - длинный
- Мощный Г-образный ключ (можно из согнутой трубы) с приваренной головкой 30
мм
- Ключ для подтяжки рулевой рейки
- Пассатижи разные, в том числе с узкими губами, параллельными и тд
- Щипцы для сжимания и разжимания стопорных колец
- Газовый ключ
- Ручные тиски с фиксаторами положений
- Приспособление для разборки и сборки передних стоек
- Накидной ключ 22 мм для затяжки гайки стойки
- Рожковые ключи с длинными рукоятками для расконтривания втулки регулировки
схождения
- Набор для регулировки клапанов с шайбами, набор щупов
- Рассухариватель
- Динамометрический ключ с проскальзывателем
- Отвертки разные - не менее 15 штук
- Обжимка для поршней
- Набор молотков, кувалда
- Зубила разные, пробойники
- Набор надфилей, напильники
- Ключ для отворачивания тормозных трубок и штуцеров цилиндров
- Съемники разные
- Штангенциркуль
- Дрель с набором сверел
- «Болгарка» с кругами
- Сварочный аппарат (лучше «кемпи»)
- Пуско-зарядное устройство
- Стробоскоп
- Компрессометр
- Разрядник для проверки искрообразования
- Ножовка по металлу, ножи, ножницы, скальпель
- Кусачки разные, в том числе для проводки
- Паяльник в комплекте, пинцет, изолента
- «Джек» - 2 тонны (лучше - 2 шт.)
- Тестер, пробник
- Наждачная бумага мелкая
- Струбцины, монтажки
- Подсветки
- Шланг резиновый маслостойкий, канистры
- Компрессор для колес и ручной насос
- Трос буксировочный
- Провода-«прикуриватели»
- Стойки для машины - 4 шт.
- Набор воронок
С таким боекомплектом, который
постепенно сам механик будет уточнять и дополнять, можно уже меньше беспокоиться
за тылы и по крайней мере не применять подручных средств в виде кирпича для
выбивания шаровой или куска водопроводной трубы для сворачивания непослушной
гайки. Постепенно соберется необходимая «химия» и расходные материалы.
Механик должен
проводить полную диагностику машины после каждой гонки, независимо, сказал ему
пилот - «все нормально» или «все сломано». Причем проводить ее целенаправленно,
не пропуская и не забывая ничего. Если механик, посмотрев передние тормоза,
сказал, «задние, наверное, тем более хорошие» - он «умер для спорта»
Чем же можно
удержать хорошего механика подле вашей машины, не дающей ему ничего, кроме
убытков и потери времени? Энтузиазм хорош на сытый желудок… Не надо мешать ему
самому зарабатывать деньги между занятиями со спортивной техникой - хорошие руки
всегда в цене, но главное - если вы выиграли и получили приз, деньги, награды -
поделитесь по-братски с механиком, никогда не проводите черту между собой и этим
человеком, будьте ему близкими друзьями и помощниками во всем. Помните - он
полноценный член экипажа, а иногда - ваша последняя надежда!
Принцип разумной достаточности
Выезжая на ралли некоторые механики норовят загрузить в техничку все
имеющиеся в наличии детали, причем в многократном количестве. Возможно, это
имеет смысл, когда ралли проходят вдалеке от дома и в процессе тренировок что-то
может произойти с тренировочной машиной или за неделю до гонок выявятся какие-то
неисправности в боевом агрегате. Но уж когда машина съехала с подиума и ушла на
трассу гонять за ней загруженным до верха нет никакой необходимости. Современные
ралли построены так, что на ремонт у механиков имеется очень ограниченное время
- десяток минут между КВ, да час-полтора на регруппинге или во время специально
отведенного перерыва. Разумеется, что если в машине развалился двигатель или
согнуло в дугу заднюю балку, ремонтировать машину уже поздно - такие катаклизмы
не происходят на “ровном месте” и скорее всего экипаж потерял так много времени,
что даже героизм технического состава не в состоянии изменить ситуацию.
Тем не менее выезжать на ралли, имея в “техничке” только два
колеса и канистру бензина, тоже лишено логики. Поэтому необходимо соблюдать
принцип достаточности, определяемый квалификацией механиков и скоростью их
работы. Если наш разговор идет о 2108, то минимальный “ремкомплект” должен
выглядеть так.
- Бензин на всю гонку с небольшим запасом
- Масло моторное - 5 литров
- Масло для КПП - 5 литров
- Тормозная жидкость - 3 литра
- Тосол - 10 литров
- Карбюратор (или система впрыска в сборе)
- Генератор собранный на крепление и ремень генератора
- Шкив коленвала
- Помпа
- Масляный датчик
- Поддон картера с прокладкой и маслозаборник
- Полный комплект шлангов системы охлаждения с надетыми хомутами
- Термостат
- Радиатор с собранным на нем вентилятором
- Свечи - 2 комплекта
- Высоковольтные провода - 1 комплект
- Катушка зажигания (если на машине не установлена дублируящая)
- Коммутатор (если на машине не установлен дублирующий)
- Распределитель зажигания в сборе
- Бензонасос
- Сцепление в сборе
- Коробка передач в сборе
- Ремень ГРМ (только в том случае, если при его обрыве не происходит
загибания клапанов)
- Стартер
- Комплект предохранителей и реле, проводка
- Привода в сборе
- Стойки передней подвески собранные с пружинами, верхними подшипниками и
поворотными кулаками с подшипниками
- Шаровые опоры
- Кронштейны растяжек
- Суппорта передних тормозов
- Тормозные цилиндры (все), тормозные трубки и шланги, колодки
- Усилитель тормозов
- Трос сцепления
- Трос газа
- Лампы (все используемые)
- Рейка рулевая в сборе с тягами и наконечниками
- Задние аммортизаторы (можно - один)
- Опоры силового агрегата
- Аккумулятор
- Расширительный бачок
- Бензобак (если не установлена защита бензобака)
- Трубки бензопровода (если они проложены не в салоне)
- Колеса в сборе (по необходимости на всю гонку + 2)
- Бензиновый фильтр
- Масляный фильтр
- Воздушный фильтр (если гонка проходит на гравии)
- Стеклоочиститель в сборе и щетки
- Блок предохранителей в сборе
- Ступицы задних колес в сборе с подшипниками
- Стабилизатор в сборе
- Крепеж, хомуты, прокладки, герметик, и т.д.
Разумеется, что весь “боекомплект” должен состоять из деталей,
работоспособность которых не вызывает сомнений. Запчасти и инструмент должны
укладываться в техничке самим механиком и таким образом, чтобы самые
“невероятные” вещи не находились сверху, закрывая подступы к канистре с маслом
или бензином.
На трассе механик должен располагать техничку в видимом месте,
а не за углом на другой дороге (если это не обговорено заранее с экипажем) и в
ближайшем разрешенном месте после окончания СУ. Необходимо заранее подготовить
джек, колеса, жидкости, инструмент и расположить их так, чтобы пилот мог
поставить машину, не теряя времени на дополнительные перетаскивания запчастей.
Штурман при подъезде к “ремзоне” должен сообщить механиком о наличии времени на
ремонт или обслуживание. При краткосрочном ремонте экипаж из машины, как
правило, не выходит.
Расстановка техничек (или одной технички) по всей трассе ралли
определяется заранее штурманом и механиками с таким расчетом, чтобы экипаж
встречался с “обслуживающим персоналом” максимальное число раз. Одновременно
определяется и содержание обслуживания машины - замена колес, добавление
топлива, установка дополнительных фар и т.д. Независимо от мнения экипажа
механик при каждой остановке в обязательном порядке осматривает подкапотное
пространство, проверяет уровни жидкостей, крепление и давление колес, протирает
лобовое стекло и фары (ночью), осматривает пространство под машиной на предмет
наличия течей.
И никогда не забывайте положить в “техничку” буксировочный
трос… Грустно, но необходимо.
|